Публикатор

Психологическая помощь, как средство сопровождения спортсменов

Материал опубликован: 13 июля 2023, 10:49

Обновлён: 13 июля 2023, 10:51

Просмотров: 434

Психологическое сопровождение в спортивной деятельности означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании комфортных условий для его профессионального и личностного совершенствования, и такая работа должна реализовываться на всех этапах спортивной карьеры.

В последние десятилетия значительно повысился уровень подготовленности спортсменов. Очевидным является рост технического и тактического мастерства. Однако возрастающие требования современного спорта предполагают высокий уровень развитости не только технико-тактических действий, общей и специальной физической готовности, но и психической готовности к соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность спортсмена характеризуется высокой степенью непредсказуемости, постоянным действием интенсивных стрессогенных соревновательных факторов, которые требуют включения резервных возможностей психики. Успешность преодоления экстремальных ситуаций, находится в зависимости от опыта участия спортсмена в соревнованиях. Большинство спортсменов интуитивно и на протяжении многих лет приходят к выработке механизмов регуляции собственных эмоциональных состояний в экстремальных условиях соревнования. Но интуитивный длительный поиск механизмов саморегуляции не может удовлетворять современным требованиям подготовки спортсменов. В связи со сложным спектром задач, решаемых спортсменами в соревновательной деятельности, возникает проблема ее психологического сопровождения.

Психологическое сопровождение является важным современным компонентом в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренировочную и соревновательную деятельность и способствует развитию не только мастерства и физических качеств спортсмена, но и формированию деятельностно-обусловленных субъектных свойств личности.

Существующие сегодня в практике виды психологической помощи, психологической поддержки, психологического сопровождения спортсменов чрезвычайно разнообразны. Они различаются специалистами по характеру решаемых задач. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

Цель психологического сопровождения - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.

Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе.

  1. Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте)
  2. Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей в спорте)
  3. Изучение психологических основ формирования двигательных навыков и качеств (специализированные восприятия, психологические особенности различных видов спорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями)
  4. Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности)
  5. Определение основ психологического обеспечения спортивной деятельности (психоспорттраммы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция.

Основными видами деятельности спортивного психолога в процессе психологической подготовки являются следующие: 

1 оценка текущего уровня психологической подготовленности;

2 разработка индивидуальной программы воздействий;

3 организация обратной связи о состоянии;

4 применение при необходимости дополнительных мероприятий;

5 создание адекватного психологического состояния;

6 управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях;

7 компенсация негативных последствий.

 Основные причины  обращения за индивидуальной консультацией:

У молодых спортсменов - это волнение перед соревнованиями

У спортсменов на этапе совершенствования- это потеря мотивации,  проблемы личного характера, проблемы с тренером.

Проблемы схожие, но решения с учетом индивидуальных особенностей личности спортсмена.

Медицинский психолог проводит психодиагностику спортсменов- это тестирование, консультирование, проэктивно-рисуночные методики, используется широкий спектр различных методов, для выявления индивидуальных особенностей личности спортсмена.

Медицинский психолог работает с заявленной проблемой, которая поступает о самого спортсмена или его родителей, тренера. И в зависимости от целей обращения за психологической помощью используются различные методики, тесты,  психодиагностика, психокоррекция.

Медицинский психолог рекомендует методы  саморегуляции в зависимости от индивидуальных особенностей личности спортсмене.  Цель научить спортсмене  доступный, понятным, методам, которые он может использовать самостоятельно при необходимости, тем самым повышать свою стрессовоустойчивость, продуктивность спортивной деятельности, личностный рост.

Медицинский психолог Ю.В. Кузнецова