Статьи
Стрессоустойчивость, как фактор успешного выступления спортсмена.

Проблема стрессоустойчивости занимает особое место в подготовки, обучения и воспитания высококвалифицированных спортсменов чья деятельность связана с высокой степенью риска. В связи с обострением спортивной конкуренции и повышением требований к уровню выступлений спортсменов на соревнованиях роль «психологического фактора» в спорте становится все более ощутимой. Необходимо отметить, что развитие любого вида современного спорта предъявляет к психике человека все более жесткие требования.

Проблема устойчивости к соревновательному стрессу возникает при достаточно высоком уровне мастерства и выступлении в значимых, ответственных соревнованиях. Одним из компонентов спортивного мастерства является умение спортсменов демонстрировать свою подготовленность во время соревнований, что предполагает и развитую устойчивость к соревновательному стрессу.

Спортивная деятельность характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психическим качествам спортсмена.

В отличие от тренировок, на соревнованиях у спортсмена единственная цель- показать все, на что он способен, реализовать достигнутую на тренировках подготовленность к старту, которую характеризует уровень развития необходимых для вида спорта физических и двигательных качеств, а также психических свойств и функций. В то же время, успешность выступления на соревнованиях зависит не только от уровня подготовленности спортсмена, но и от того, в каком состоянии он будет находиться. Известно немало случаев, когда, имея хорошую подготовленность и показывая на тренировках высокие результаты, на соревнованиях спортсмен выступает значительно хуже из-за стресса, перевозбуждения, «мандража» и т. п.

 

Основатель концепции стресса Г. Селье определил это явление как общую неспецифическую реакцию организма на любые сильно воздействующие на него факторы (стрессоры).

Г. Селье выделял три стадии проявления стресса: тревога, резистентность и истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы – понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. На этой стадии следует происходит общий или избирательный рост самых различных показателей. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия – усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования.

Ситуация соревнований – является сильный стрессор независимо от физической нагрузки, которую выполняет спортсмен.

Длительное время многие исследователи считали, что главный стрессор в спорте-это физиологическая нагрузка. В действительности психические факторы в спорте – является более сильными стрессорами. В настоящее время спортсменам приходится противостоять целому ряду стрессоров, которые можно разделить на две основные группы — предсоревновательные и соревновательные, т.к. восприятие стресс-факторов спортсменом очень индивидуально и избирательно.

1) Предсоревновательные стресс-факторы это- предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты; конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье; положение фаворита перед соревнованиями; плохой сон за день или за несколько дней до старта; плохое оснащение соревнований; предыдущие неудачи; завышенные требования; длительный переезд к месту соревнований; постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи; незнакомый противник; предшествующие поражения от данного противника.

2) Соревновательные стресс-факторы это- неудачи на старте; необъективное судейство; отсрочка старта; упреки во время соревнования; повышенное волнение; значительное превосходство соперника; неожиданно высокие результаты соперника; зрительные, акустические и тактильные помехи; реакция зрителей; плохое физическое самочувствие; болевой финишный синдром, страх смерти.

Среди факторов, определяющих влияние психического стресса на спортсменов, выделяют различные индивидуально-психологические и личностные особенности и прежде всего так называемую эмоциональную устойчивость (стрессоустойчивость).

Спортсмен сможет добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием.

Стрессоустойчивость – это системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности.

Структура стрессоустойчивости спортсменов представлена как системное свойство, которое проявляется в результате напряженной спортивной деятельности, в процессе преодоления стресс-факторов в условиях соревнований. Основу структуры стрессоустойчивости составляют блоки:

психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций);

волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность, энергичность);

особенности саморегуляции поведения (планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость, общий уровень саморегуляции поведения);

мотивация (мотивация стремления к успеху).

Известно, что более успешны в состоянии соревновательного стресса спортсмены, имеющие большой опыт и квалификацию. Это можно объяснить тем, что в процессе многочисленных официальных соревнований, отборочных стартов, они адаптируются к воздействию определенных стресс-факторов и осваивают приемы саморегуляции, необходимые в стрессогенных ситуациях. Было установлено, что воздействие стрессоров (раздражающих факторов) малой интенсивности повышает адаптацию к тем же стрессорам большой интенсивности.

 

Таким образом, применение различных средств, методов и приемов психоло-гической подготовки, основанных на учете индивидуальных психосоматических и личностных особенностей спортсменов, специфики их соревновательной деятельности и преобладающих стресс-факторов внутренней и внешней природы, способствует формированию необходимых свойств личности, которые отвечают за успешное преодоление стресса в спортивной соревновательной деятельности.

Для формирования стрессоустойчивости рекомендуется воспитывать у спортсменов волевые качества, повышать самооценку, развивать креативные способности и применять различные способы психической саморегуляции.